СДЕЛАНО В МОСКВЕ

Прослушать новость

Марина Тараканова
Светлана Кузнецова

После утомительных рассуждений о судьбах бизнеса, мировой экономики и не спадающего ажиотажа вокруг санкций, Москва решила, что пора бы извлекать из этого пользу. И открыла летний сезон настоящим деловым марафоном. Он затронул и fashion-индустрию. Забег получился внушительный: от тусовки к производству. Вот так на фоне «разрушенной экономики» в России обнаружился даже дизайн, который раньше прятался за три–четыре известные фамилии. Теперь слова «Москва — столица моды» вызывают не снисходительную улыбку, а деловой интерес. Выясним вместе: fashion-производство в России — это очередной миф или серьезные бизнес-перспективы?

31 мая в рамках Московской недели предпринимательства при поддержке Правительства Москвы состоялся Московский форум индустрии моды. Тот самый случай, когда первый блин удался вопреки ожиданиям. Заданная сегодня тональность проведения fashion мероприятий для делового сегмента отличается от традиционной на целую жизнь. Как по формату, так и по содержанию.

Удачно выбранная площадка LOFT HALL на ранних подступах задает нужный настрой. Вчерашние ларьки на пространстве спортивного комплекса уступили место современным и стильным интерьерам. И никаких «Нет, ну что вы хотите? Легкую-то промышленность развалили, шьем из того, что есть». Только деловые тренды, задачи и пути их решения.

Трудно поверить, но не стонал и не хвастался никто. Говорили о fashion как о бизнесе, то есть говорили так, как не говорили никогда. Вспомнили, что модная индустрия не про искусство. Она про бизнес функциональной эстетики.

Эффективный выход

Залогом успеха форума стали топовые спикеры индустрии. Собрались только те, кому есть что сказать и сделать в модной сфере. Удивил комплексный подход в выборе выступающих.

Говорили обо всем, что есть в fashion-индустрии. Причем полное погружение осуществляли за один день лучшие в своей профессии.

Секретами успеха поделились актуальные дизайнеры. Среди них Игорь Гуляев, молодой французский модельер Christophe Guillarmé и даже ливанский кутюрье Tony Ward. Состоявшиеся профессионалы крупных брендов обозначили стратегические аспекты управления модным бизнесом. Такие как Fashion-директор компании «Фаберлик» Андрей Бурматиков, директор по развитию модного бренда Bosco di Ciliegi Bosco Константин Андрикопулос, заместитель генерального директора Black Star Wear Ян Мурзич.

Образовательные fashion-тренды и перспективы озвучили лучшие учебные заведения Москвы: НИУ «Высшая Школа Экономики», Британская высшая школа дизайна, Fashion Factory. Отдельное внимание уделили продвижению и созданию информационного поля для начинающих дизайнеров в секции СМИ и PR. Главный редактор Numero Russia Игорь Андреев, Екатерина Дарма («Buro 24/7»), Диана Пернет (основательница ASVOFF, известный на весь мир fashion-блогер и критик) и Natalie Cantell (фэшн-директор Who What Wear, глобального медиабренда).

Порадовала и практическая часть форума. Знаменитый, богатый, успешный фотограф Антонио Федерико порядка тридцати минут рассказывал, что деньги и слава не имеют никакого значения. Важны только моменты настоящего человеческого счастья. Правда, после лекции по философии современный бог fashion-фотографии охотно продемонстрировал, как на практике он продолжает зарабатывать нешуточные капиталы.

Специальными гостями форума стали Сергей Собянин, Ксения Собчак, Яна Расковалова, Айсел Трудель, Артем Кривда, Галина Юдашкина, Дарья Веледеева, Наталья Сергунина, Алексей Фурсин.



Мода с препятствиями

Было бы странно, если бы форум прошел совсем на ура. А если и не странно, то подозрительно. Не рекламная ли статейка? Нет, не рекламная. Ибо на хорошую организацию не всегда актуальный спрос. Расскажу подробнее.

Модератором форума выступил уже ставший легендой Влад Лисовец. Опытный спикер и обаятельный ведущий прекрасно справился со своей задачей, но просчитался только в одном. Да и не мудрено было обмануться в таком случае. Кто же мог предположить, что из двухтысячной аудитории на его вопрос: «Кто здесь дизайнеры? Поднимите руку», — в зале откликнется человек семь. То ли у дизайнеров времени нет, то ли мало кто поверил в форум.



Может, просто народ застенчивый попался и пожелал остаться неузнанным. Однако вышла неловкость. Форум-то для бизнеса. И московское правительство логично ориентировалось прежде всего на молодой производственный бизнес. А кто пришел? Влад не растерялся и пошутил про стилистов и блогеров. Забыл еще фотографов и журналистов.

Выходит, в fashion-индустрии процент дизайнеров-предпринимателей исчезающе мал. Вместо производства нишу занимают люди слова и продажи модных советов. Действительно, дизайнер без производства — наемный сотрудник. А начать производственный бизнес молодому творческому человеку значительно сложнее, чем выступать медийным лицом или консультантом. Да и рисков меньше. Может быть, поэтому самый легкий путь оказывается самым популярным? Только перспективен ли он? Если в постперестроечный период мы сильно нуждались в качественных услугах, то сегодня есть острая потребность во внутреннем производстве.

Или дизайнеры-производственники попросту не в курсе, что нужны городу. И он, город, в свою очередь создает условия для продуктивного сотрудничества состоявшихся игроков fashion-рынка, молодых предпринимателей и тех, кто стремится связать с модой свою профессиональную деятельность.



Будущее FASHION-производства

«Будущее — это экономика впечатлений», — отметил Михаил Куснирович, председатель совета директоров модного бренда Bosco di Ciliegi.

Как ни парадоксально это звучит, но на фоне ажиотажа с демонизацией России, в мире нарастает интерес к «made in Russia». Об этом открыто говорят представители крупнейших
fashion-компаний внутри страны. У потребителей созрел заказ на русский культурный код.
Об этом прямо заявил fashion-директор компании «Фаберлик» Андрей Бурматиков. В то же время поступил запрос от директора по развитию Bosco di Ciliegi Константина  Андрикопулоса: не надо удивлять, дайте смысл вашего продукта.

Главный редактор Numero Russia Игорь Андреев кинул клич для молодых дизайнеров: готов посетить показ, где дизайнер выдает что-то свое, а не реплику известного бренда. А Влад Лисовец пошел дальше всех и поделился важным лайфхаком: хотите создать что-то уникальное, а не a la кто-то там? Месяца на два оставьте инстаграм.

«Московский форум индустрии моды — совершенно новое для нас мероприятие. Москва успешно конкурирует по различным направлениям с мировыми столицами. Мы хотим еще в
одной сфере чувствовать себя достаточно уверенно, понимая высокий потенциал сферы fashion-индустрии. Данный форум призван положить начало развития постоянной дискуссии для представителей этой отрасли», — отметил глава столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин. Он также подчеркнул: «В Сколково будет организован отдельно павильон «Москва», где мы ждем столичных стартаперов. Наш венчурный фонд готов оказывать поддержку московским стартап-проектам».

Незаметно для себя мы оказались перед фактом: в молодых производителях заинтересованы, им готовы помогать больше, чем мешать. Создаются условия для формирования полноценной fashion-индустрии со всей необходимой атрибутикой.

Как русскому дизайну поможет Москва

Основным итогом Московского форума модной индустрии стал проект создания общегородского fashion-хаба, на основе которого смогут взаимодействовать все представители модного сообщества. Предполагается, что он будет включать в себя центр прототипирования для создания новых коллекций и работы с  новыми материалами; центральный шоу-рум для проведения показов; центр консультационного сопровождения компаний; акселератор для стартапов в сфере моды и креативных индустрий.

Мэр Москвы Сергей Собянин совместно с участниками обсудил конкретные пути развития и поддержки индустрии. «Москва — признанный российский центр современной модной жизни. Развитию полноценной экосистемы в сфере дизайна и моды поможет создание единой инфраструктуры — общегородского fashion-хаба, на основе которого смогут взаимодействовать все представители отрасли. Мы договорились совместно работать над созданием такой инфраструктуры и реализацией других инициатив в сфере развития столичной моды», — заявил Сергей Собянин.

Для убедительности весь арсенал инновационных технологий в fashion-индустрии выставили на тематических стендах с экспертами. Каждый заинтересовавшийся мог получить развернутый комментарий по каждому из направлений. Полный список инновационных предложений можно посмотреть на сайте форума.

Итоги форума в инстаграме подвела и Ксения Собчак, отметив: «...Прошла большая встреча главных редакторов и экспертов моды с @mossobyanin . Честно, была удивлена интересом к этой теме у мэра, и очень буду рада, если реально будут подвижки в части эстетики, дизайна праздников и униформы для нашего города. Надеюсь, получится реализовать проекты хабов для молодых дизайнеров, которые мы обсуждали, и возможность все-таки сделать единую Неделю Моды в Москве — это моя мечта. Не коммерческие проекты, где за деньги пускают на подиум кого попало иногда, а экспертный совет, который будет по многим конкретным показателям оценивать того или иного претендента на показ. Что за чушь, что любого молодого дизайнера надо сразу на показ тащить? Нет ни мощностей произвести что-то, ни навыков, но уже «показ». Это и есть местечковость, с которой надо бороться».

Любопытное замечание, особенно в части единой Недели Моды в Москве. Дождались!

Мелкокорыстный интерес сменился масштабностью идей и сулит нешуточные выгоды всем участникам. Если удастся осуществить, конечно. Во всяком случае, у Москвы появился реальный, а не декларативный шанс стать новой модной столицей.

Фото: Moscow Fashion Forum
Бизнес-журнал | июнь | #6 2018