Миссия выполнима: все о переходе на онлайн-кассу

Прослушать новость

С 1 июля 2017 года на онлайн-кассы перешли компании, работающие на общей и упрощенной системе налогообложения. С 1 июля 2018 года к ним должны присоединиться предприниматели, находящиеся на ЕНВД (едином налоге на вменённый доход) и патенте, а также поставщики услуг. Переход на новую технику оказался непростым — вопросов много, а универсальных ответов почти нет.

 

Изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» (ККТ) стали самой глобальной реформой в ритейле за последние десять лет. По новым правилам все кассовые аппараты должны передавать электронные копии чеков в режиме онлайн в налоговую службу. Современная ККТ — техника учета продаж и элемент отчетности предпринимателя о своей финансовой деятельности. Налоговая служба сразу получает всю информацию о торговых операциях и не проверяет ИП «вживую».

Во всех нюансах перехода на новую технику разбираемся вместе с Ириной Телышевой, заместителем директора Тульского филиала ПАО «Ростелеком» по работе с корпоративными и государственными сегментами.

 

КОМУ ПОРА ПРИОБРЕТАТЬ ОНЛАЙН-КАССЫ, А КОМУ НЕТ?

Все зависит от того, какой у вас бизнес. До 1 июля 2018 на новую технику должны перейти все, кто занимается торговой деятельностью на ЕНВД и патенте. Компаниям, чья работа не связана с торговлей, или не имеющим наемных работников, законодатели дали отсрочку до 1 июля 2019 года. Если предприниматель не успел в срок, то ему грозит штраф.

 

КАКИЕ ШТРАФЫ ГРОЗЯТ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ 54-ФЗ?

Индивидуальные предприниматели, работающие без онлайн-кассы, заплатят 25–50% прибыли, но не менее десяти тысяч рублей. Для юридических лиц штрафы значительно выше: от 75 до 100% прибыли, но не менее 30 тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой не только штраф: бизнес могут приостановить на срок до трех месяцев, а руководителей отстранить от работы на два года.

С 1 июля 2018 года старые кассы становятся «вне закона», и деятельность предпринимателей, продолжающих их использовать, приравнивается к «деятельности без ККТ».

Тем, кто считает, что может избежать штрафных санкций, стоит знать: на сайте ФНС России существует раздел «Проверить чек». Любой человек может отсканировать QR-код и сверить сумму собственной покупки с имеющейся у налоговой.

К тому же ФНС планирует проводить конкурсы для выявления недобросовестных магазинов — так называемый «народный контроль».

 

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАЙМЕТ УСТАНОВКА ОНЛАЙН-КАССЫ, И ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО?

Например, кассовый аппарат уже есть. В этом случае предпринимателю необходимо зайти на сайт Федеральной налоговой службы России и проверить, можно ли обновить кассовый аппарат. Если да, то для начала его придется снять с регистрации. Для этого необходимо лично прийти в УФНС Тульской области с заявлением, фискальными отчетами и другими документами, а также самим кассовым аппаратом.

«Модернизировать старую кассу не всегда выгодно. Поэтому купить новый аппарат иногда проще и дешевле. Приобретать новую онлайн-кассу необходимо в комплекте. В него входит фискальный накопитель — блок памяти, хранящий и шифрующий данные о расчетах и передающий информацию в режиме реального времени. Но прежде всего предприниматель должен проверить выбранную модель в официальном реестре на сайте Федеральной налоговой службы», — комментирует Ирина Телышева.

Вне зависимости от того, какой из вариантов выберет предприниматель — купить новую кассу или модернизировать старую, ему предстоит сделать еще несколько шагов:

Обязательный договор с оператором фискальных данных — ОФД

Оператор фискальных данных — это посредник между предпринимателем и налоговой: с его помощью все фискальные данные отправляются в ФНС России. Выбрать оператора можно на сайте налоговой: оформление договора займет не более 15 минут.

Квалифицированная электронная подпись — КЭП

Необходимую для регистрации кассы подпись делают в удостоверяющих центрах Министерства цифрового развития РФ. Их адреса легко найти на сайте ведомства. На получение КЭП в среднем уходит несколько дней.

Обязательная регистрация кассы

Как уже говорилось, зарегистрировать кассу можно только в личном кабинете налогоплательщика на сайте УФНС Тульской области.

Сначала надо заполнить заявление и подписать его КЭП. После проверки в разделе «Информация о документах, направленных в налоговый орган» УФНС присваивает ККТ регистрационный номер.

Потом предпринимателю необходимо провести операцию регистрации на кассе: ввести наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя, адрес, ИНН и регистрационный номер. Как только поля будут заполнены, на экране появится сообщение, а касса распечатает отчёт.

Именно его нужно передать в налоговую. Только после правильно выполненных действий УФНС выдаст карточку регистрации кассового аппарата.

Подключение к интернету

Самое важное — доступ к сети Интернет. Без него передача фискальных данных с кассы в налоговую невозможна.

«Для предпринимателей, которых коснулись изменения 54-ФЗ, «Ростелеком» создал простое решение — полный пакет услуг «Онлайн касса», — рассказывает Ирина Телышева. — В каждый комплект обязательно входит программа для Windows, которая поможет зарегистрировать кассовый аппарат в ФНС и ОФД и подать заявку на квалифицированную электронную подпись, если ее нет».

«Онлайн-касса» от «Ростелекома» представлена в четырёх вариантах. В максимальный комплект входит кассовый аппарат, терминал для банковских карт, скретч-карта с оплатой на 12 месяцев, сканер штрих-кодов с платежной системой AliPay, мобильный 3G роутер и SIM-карта «Ростелекома» с тарифом «Онлайн Касса Плюс»1. При желании комплект можно дополнить 2D-сканером штрих-кодов.

 

СКОЛЬКО СТОИТ ПЕРЕХОД НА ОНЛАЙН-КАССУ?

«На обновление старого кассового аппарата предприниматель в среднем потратит 10–15 тысяч рублей, — уточняет Ирина Телышева. — Новая касса от «Ростелекома» стоит от 2400 рублей в месяц в рассрочку на год, причем фискальный накопитель на 13 месяцев уже входит в стоимость комплекта».

Для получения электронной подписи юридическое лицо платит госпошлину в размере 2 500 рублей.

Таким образом, полный переход на онлайн-кассу обойдется предпринимателю от 15 до 40 тысяч рублей.

Техническую поддержку осуществляют специализированные Центры Технического Обслуживания. Их список размещён на сайте tula.rt.ru/b2b/onlinekassa.

 

ЕСТЬ ЛИ ПЛЮСЫ ДЛЯ САМИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ?

Во-первых, до 1 июля 2018 года за каждый экземпляр ККТ можно уменьшить сумму единого налога на 18 000 рублей. На такие выплаты могут претендовать индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД или ПСН в сфере розничной торговли и общественного питания, или фирмы, имеющие наемных работников.

Во-вторых, онлайн-касса несет полезный функционал: различные программы для аналитики и автоматизации бизнес-процессов.

В-третьих, использование новой техники обеспечивает полную прозрачность бизнеса. За счёт автоматизации отчётности, нивелируется «человеческий фактор»: техника самостоятельно собирает и отправляет в ФНС необходимые данные.

В-четвертых, исчезнут траты на обязательное техобслуживание ККТ — для онлайн-касс оно отменено.

«Мы постоянно совершенствуем цифровые сервисы для малого и среднего бизнеса. Интеллектуальные продукты «Ростелекома» построены на основе высокоскоростного интернета. Важно, чтобы процесс перехода на онлайн-кассы был недорог и прост, а продукт имел качественную сервисную поддержку. Мы приложили все усилия, чтобы максимально реализовать эти условия», — подводит итоги Ирина
Телышева.

«Ростелеком» способен решать задачи любой сложности: от подключения к телефонной сети и интернету до организации виртуальных офисов и облачных сервисов. Провайдер цифровых услуг готов не просто предлагать эффективные инфраструктурные решения, а создавать сложные комплексные цифровые системы под ключ для развития бизнеса любого масштаба.